Блог

Статьи, заметки, наблюдения из практики

когнитивная терапия

Когнитивная терапия

Каждый человек воспринимает окружающий мир и происходящие в нем события по своему, сугубо индивидуально. К тому же, одно и то же событие, будучи по-разному воспринятым, вызывает различную реакцию. Сколько людей, столько же вариантов восприятия и столько же реакций на одно и то же событие, ситуацию.

1960 год считают годом возникновения когнитивной психотерапии. Основатель этого направления  Аарон Бек предложил рассматривать поведение человека, его реакции на те или иные происходящие события, как результат влияния неосознаваемых схем мышления. То есть у человека существуют некие убеждения и интерпретации, которые определяют поведение и восприятие человеком происходящего в окружающем его мире.

7603771232 da1ce15d50 o 1024x768 - Когнитивная терапия
Аарон Бек

 Аарон Бек считал, что человека можно научить новым реакциям, более эффективным и полезным для человека с точки зрения реальной ситуации или события. Что большинство недоразумений и проблем, происходящих с человеком происходят из-за искажений восприятия реальности, происходящих в нашем сознании. Искажают реальность восприятия событий ложные умозаключения, ошибки сознания, иллюзорное восприятие ситуации или ложная интерпретация эмоциональных, поведенческих проявлений других людей. Искаженное восприятие приводит к неадекватной с точки зрения реальности реакции на происходящее. Кроме этого, наши автоматические мысли, то есть мысленные непрерывные оценки и комментарии своих собственных чувств, переживаний, мыслей тоже являются причинами искажений восприятия реальности. Ошибочные решения и ошибочные выводы происходят из неправильных умозаключений.

Специалисты считают, что если понять как тот или иной человек воспринимает окружающую его реальность, если понять модели его привычных и автоматических реакций на типичные ситуации. Если определить, что влияет на формирование его восприятия, то можно понять, причины тех или иных, свойственных именно ему трудностей, проблем, неудач. А поняв причину, изменить ее. Изменение этих интерпретаций с рациональной позиции и есть суть этой терапии.

 
Что такое когнитивная терапия? 

Когнитивная терапия это эффективный метод работы со многими психологическими проблемами. Это терапевтический подход, работающий с конкретной проблемой конкретного человека. Она направлена на то, чтобы научить клиента понимать ту или иную ситуацию, рассматривать ее с разных точек зрения, осознавать свое отношение к ситуации и чем оно вызвано или определено. Понимать появление определенных мыслей, чувств, эмоций, действий в ответ на возникновение ситуации или ее восприятие, оценку. Замечать те моменты, которые обычно не замечаются, игнорируются клиентом.  

Все это в комплексе позволяет более широко и объективно смотреть на ситуации окружающего мира, быть более гибким в своем восприятии и оценке, трансформировать свои искаженные умозаключения, утратившие актуальность подсознательные программы поведения и автоматические реакции. 

 
Кому показана когнитивная терапия? 

img 4497 768x1024 - Когнитивная терапия
Кабинет психолога

Когнитивная терапия эффективно решает различные психологические и личностные проблемы. Она показана как для индивидуальной работы так и для семейной психотерапии. Проблемы, с которыми поможет разобраться специалист: тревожность, зависимое поведение, вопросы уверенности и принятия себя и окружающих, установление и развитие коммуникаций, посттравматические и постстрессовые состояния, депрессии и другие проблемы, связанные с восприятием и поведенческими реакциями на события окружающего мира.  

Как это происходит? 

Во время сессии исследуются причины возникновения конкретной проблемы клиента. Анализируются причины и обстоятельства возникновения автоматических мыслей у клиента, их влияние на восприятие ситуации и поведенческую реакцию клиента. Рассматриваются различные стороны проблемной ситуации или травмирующего события и вырабатываются новые варианты восприятия, рассматриваются различные модели поведенческих реакций и возможные результаты их применения.  

Происходит не только обсуждение самой проблемы клиента, но и рассмотрение различных причин, лежащих в основе ее возникновения, проводится поиск нескольких вариантов возможных реакций и решений. Происходит смягчение жестких убеждений, овладение новыми навыками восприятия реальности, окружающего мира в целом и конкретных жизненных ситуаций в частности. 

Часто осознание клиентом факта, что подобные проблемы и ситуации характерны для многих других людей, помогают получить ресурс необходимый для решения своей проблемы. 

Специалист когнитивной терапии нацелен на партнерские взаимоотношения с клиентом. Он участвует в совместном с клиентом исследовании тех конкретных, присущих данной личности ошибочных интерпретаций, которые ведут к возникновению проблемы, и помогает клиенту найти новые точки восприятия ситуации. 

84632ab2 7d0e 41ed b884 7addcde6ceaa - Когнитивная терапия

Когнитивный терапевт призван помочь клиенту разобраться в том, как произошедшие с ним события повлияли на возникновения тех или иных убеждений, чем эти убеждения являются для клиента, в каких ситуациях они помогали клиенту, какой эффект они вызывают сейчас. В сопровождении терапевта клиент анализирует свой прошлый и детский опыт. Модели, переданные клиенту родителями, полученные в родительской семье, устойчивые убеждения и стереотипы мышления.  

С помощью психолога определяются мыслеформы, оказавшие негативное воздействие на клиента, психотравмирующие ситуации, ложные интерпретации и деструктивные переживания. Проводится работа по изменению и трансформации причин, лежащих в основе проблемы клиента. Может быть проведена работа с применением так называемой экспозиции – контролируемого воздействия психотравмирующего фактора под контролем и с непосредственным участием специалиста. Рассматриваются и вырабатываются новые модели поведения и реакций на те или иные ситуации, содержащие в себе  проблемный для клиента фактор.  

Между сессиями клиент обычно выполняет домашние задания когнитивного терапевта, направленные на закрепление навыков, полученных во время сессии и на их самостоятельное применение в повседневной жизни. 

 
Как выбрать хорошего специалиста? 

img 4291 682x1024 - Когнитивная терапия
Вручение диплома профессором А. Б. Холмогоровой

Выбирая специалиста для работы методом когнитивной терапии, обратите внимание на его образование. Лучше если это будет специалист, прошедший признанную в международном сообществе когнитивных психотерапевтов сертифицированную программу обучения в которой помимо обучения предусмотрена и супервизорская работа терапевта с более опытным коллегой, наставником.  

Это позволяет быть более уверенным в качестве работы терапевта, в целесообразности применения им тех или иных методов, приемов, упражнений когнитивной терапии для получения нужного результата и решения проблемы клиента наилучшим эффективным образом. 

Обычно когнитивная терапия не слишком долгосрочна. В среднем  требуется 5-10 сессий для решения проблемы клиента. Но в сложных случаях, при низкой мотивации клиента решать свою проблему, может понадобиться и большее количество сессий когнитивной терапии.  

На практике, большинство клиентов отмечают улучшение своего состояния в достаточно короткий срок, уже после нескольких первых сессий работы со специалистом. Возможно именно поэтому, когнитивную терапию считают достаточно быстрым и эффективным методом решения различных психологических проблем, и она заслуженно приобретает все большее число своих последователей и поклонников в мире. 

Перфекционизм

Перфекционизм. Ожидание идеальной жизни.

Перфекционизм, как установление для себя недосягаемых стандартов, невозможных целей и невероятных усилий для их достижений, становится всё более частой темой на сеансах у психологов и психотерапевтов. Людям, которые определяют собственную ценность только опираясь на категории успешности, приходится знакомится с понятием «невротический перфекционизм». Они тратят колоссальные усилия в бесконечных попытках достигнуть идеала, ощущают себя неполноценными и боятся новых начинаний из-за возможной (в действительности очевидной) недостижимости этого идеала. А о взаимосвязи перфекционизма и развития депрессии и тревоги уже существуют целый ряд исследований. (Подробнее в статье «Перфекционизм, депрессия и тревога» Н. Гаранян, А. Холмогорова, Т. Юдеева ) Перфекционизм проявляется в завышенных требованиях к самому себе, к другим людям и к миру в целом. Есть ещё социально предписанный перфекционизм, но о нём в другой раз.

Экзистенциальный перфекционизм

В выступлении на форуме Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Роберт Лихи* озвучил термин «экзистенциальный перфекционизм». Согласно вышеуказанной классификации его можно отнести к требованиям предъявляемым не только к миру, но и к жизни в целом. В чём же особенность этого явления?

*Роберт Лихи, профессор Йельского Университета факультета психиатрии, доктор психологи , автор бестселлеров «Свобода от тревоги» и «Лекарство от нервов».

Роберт Лихи, является автором концепции терапии эмоциональных схем. В фокусе этого метода эмоции и убеждения человека об этих эмоциях. Поэтому под определение «экзистенциальный перфекционизм» попадают как представления человека об идеальной жизни, так и ожидания идеальных чувств. Часто представления об идеальной жизни содержат фантазии о работе, которая всегда интересна, приносит много денег и не требует больших усилий, о партнере, с которым никогда не бывает ссор и размолвок, который угадывает все желания и умеет читать мысли, об идеальном здоровье и бессмертии близких, о жизни похожей на картинки из социальных сетей популярных блогеров и т.п. И тут же проявляется ориентированность и на идеальные чувства. Как следствие, желание испытывать только рафинированное счастье, которое порой даже не расшифровывается на компоненты, такое «просто счастье».

Направленность только на позитивные эмоции, желание постоянного удовольствия и веселья. Нежелание проживать и запрещение себе испытывать целый ряд эмоций и определение их как «негативные», «плохие», «недостойные» или «греховные».

Парадокс перфекционизма

Но эффект подобной избирательности, к сожалению, совершенно противоположный. Стремление к идеальной жизни и идеальным чувствам приводят к низкой толерантности к фрустрации, повышенной требовательности и неудовлетворенности, уязвимости к болезненным эмоциям и неизбежному краху иллюзий.

pexels photo 626165 1024x683 - Перфекционизм. Ожидание идеальной жизни.

Профессор Лихи подчёркивает эволюционную основу и важность всех эмоций: грусть, ревность, зависть, желание мести, гнев. Эти эмоции были адаптивными и помогали человеку выживать и не могут быть осуждаемыми и запретными. Поэтому абсолютно нецелесообразно деление эмоций на позитивные и негативные. Без принятия и признания болезненных эмоций ограничивается самоэффективность человека, снижаются адаптивные возможности и ограничивается глубина познания себя и самой жизни. А отрицание всей гаммы эмоций это попытка нарисовать картину своей жизни одним цветом.

Часто клиенты приходят на сеанс с запросом почувствовать себя лучше и стать счастливее, от психотерапии ждут того же быстрого облегчения и «позитива» и удивляются, когда специалист фокусируются на обратной стороне этих ожиданий. Но только пройдя путь изучения иррациональности своих установок и эмоциональных схем, возможен выход на новый уровень принятия действительности и освобождения от замкнутого круга перфекционизма.

Адель Валеев, психолог.

Вы можете записаться на прием или задать вопрос тут.

samopovrezhdenie-u-podrostkov

Самоповреждение у подростков. Крик о помощи.

Большое количество моих клиентов это подростки. Поэтому самоповреждение мы периодически обсуждаем на сеансах.

И тема эта непростая. От  своих клиентов узнал, что в молодёжных группах в социальных сетях, пабликах и форумах «селфхарм» несколько лет является неким трендом. Поэтому многие подростки пробуют просто в поисках новых ощущений или чтобы выглядеть «круче» в глазах сверстников. У другихболее глубокие причины и они могут быть очень разными. Это и попытки вырвать себя из депрессии  с помощью боли, и наказание себя за внешний вид или неудачи, и попытка перекрыть боль от несчастной любви, и последствия перенесённого насилия.

СЕЛФХАРМ — ОТ АНГЛИЙСКОГО « SELF-HARM» -САМОПОВРЕЖДЕНИЕ, АГРЕССИЯ НАПРАВЛЕННАЯ НА СЕБЯ.

Наташа, 14 лет: « Мне всё надоело. Устала от учёбы, казалось, что я самая тупая и у меня ничего не получается. Потом в какой-то группе увидела фотки одной девочки, она выложила руку с порезами. Я тоже захотела попробовать. И мне стало как-то легче…»

Вывод первый: самоповреждение это не всегда склонность к суициду.

Многие люди считают, что человек, который попытался как-то себя травмировать, однозначно невменяемый и пытается свести счёты с жизнью. Безусловно, риск существует и эти действия не должны оставаться без обращения к специалисту. Но подавляющее большинство моих клиентов не хотели умереть и даже боялись за свою жизнь. Часто самоповреждение это попытка облегчить душевный дискомфорт физической болью.

Самоповреждение наносится разными способами: порезы и расцарапывания, причём не только рук, но и часто на ногах, внутренней поверхности бёдер (там легче скрыть); ожоги, которые наносятся в том числе и химическим путём; прокалывания.

pexels photo 356147 1024x575 - Самоповреждение у подростков. Крик о помощи.

Оля, 16лет: « Я не принимала себя и то, как выгляжу. Я постоянно пыталась похудеть, но у меня не получалось. Родители были в разводе, мама была очень критичной и требовательной, а я старалась быть для всех хорошей и чтобы меня любили. Когда я резала себя мне становилось легче, я переставала быть «хорошей». Я тщательно скрывала это от мамы и делала только в тех местах, где она не могла увидеть.»

Вывод второй: самоповреждение это не всегда демонстративная попытка привлечь к себе внимание.

В интернете наткнулся на статью какого-то психолога, который заверяет что селфхарм у подростков это только истеричное поведение с целью манипулирования и запугивания родителей. В моей практике угрозами выпрыгнуть в окно, повеситься, ограбить кого-то и т.д занимались только клиенты с наркотической зависимостью. Кроме того, цель всегда была получить деньги на дозу или освобождение из-под домашнего ареста. Клиенты же с проблемой самоповреждения чаще всего скрывали её от близких.

На сеансе с девочкой-подростком обращаю внимание на царапины на кисти, которые она прячет. На мой вопрос, отвечает неохотно и уклончиво. После сеанса приглашаю маму и выясняю обратила ли она на это внимание, объясняю, что игнорировать нельзя. Мама повторяет невнятное объяснение дочери, что это как-то случайно произошло. Через неделю подростка госпитализируют в кризисный центр с множественными порезами на руке.

Вывод третий: игнорировать даже незначительные следы нельзя.

Близким человека с самоповреждающим поведением важно понять: если он позволил вам заметить порезы или ожоги, то он, пусть и не явно, но просит помощи. 

Осуждение, критика и запреты-это то, что лишь усугубит ситуацию. Здесь важно сказать о том, что вы заметили, что это вас беспокоит и предложить поговорить об этом. Важно проявить терпение и дать возможность вашему близкому начать этот разговор тогда, когда он будет готов. Так как разговор этот однозначно будет не про17стым, как вариант, попробуйте начать его в электронной переписке. Если контакт произошёл, то самым эффективным решением будет всё-таки обращение к специалисту. В этой статье описывается эффективность когнитивной психотерапии при этой проблеме. И на этом этапе основной задачей будет снизить тревожность вашего близкого. Объясните, что поход к психологу или психотерапевту не будет признанием слабости (по ссылке мотивирующая статья) и никакой психиатрический диагноз ему не грозит. Он просто сможет обсудить, то что  его беспокоит с профессионалом. Предложите поехать вместе или помочь найти подходящего, ведь часто самоповреждение это крик о помощи и важно просто быть рядом.

Адель Валеев, психолог.

Вы можете записаться на прием или задать вопрос тут.

detskaya-travma

Как детская травма влияет на наше поведение в настоящем

Детская травма, как и любая другая психологическая травма, не может не оставить свой отпечаток на жизни человека. Эмоциональная боль, пережитая в детские годы, оказывает длительное психологическое воздействие и может стать причиной таких проблем, как неуверенность в себе, закомплексованность, страхи, тревожные состояния, химические и не химические зависимости, социальная изолированность или асоциальное поведение и другое. 

Причиной детской травмы может быть любое значимое для человека событие или потрясение. Например, физическое или эмоциональное насилие в семье, смерть близкого человека, развод 1родителей, гиперопека со стороны мамы или папы, холодность отношений между членами семьи, алкоголизм, плохое материальное состояние. Как правило, люди обращаются за помощью к психологу из-за своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, не связывая их с психологическими травмами, а тем более со своим детством. Но связь определенно есть.

Исследования показали, что люди, получившие в детстве психологические травмы, труднее делают карьеру, испытывают неуверенность в собственных силах, хуже противостоят стрессам, выбирают не тех партнеров для семейной жизни (нездоровые отношения), жалуются на неуравновешенность, страдают от зависимостей. Проблемы детства не дают человеку правильно воспринимать себя и понимать собственные эмоции. Этим людям сложнее заводить друзей, они хуже адаптируются к новым коллективам и уживаются с людьми. Пережитые в детстве стрессы во взрослой жизни порождают у человека желание отгородиться от мира, а добиться успеха в затворничестве вряд-ли получится. И даже если человек искренне старается выбрать для себя что-то хорошее и правильное, то все равно нутром будет тянуться к тому, что близко и привычно для его травмированной психики.

img 3554 e1554745630601 1024x510 - Как детская травма влияет на наше поведение в настоящем

Детская травма: как начать жить по-новому?

Известно, что прошлое уже не перепишешь, но свое настоящее изменить можно. От последствий детской травмы поможет избавиться квалифицированный психолог. Используя классические и современные психологические методики, специалист сможет определить первопричину проблемы, «проработать» все внутренние факторы, оказывающие негативное влияние на психическое здоровье человека, решить внутренние конфликты, поднять самооценку, снять внутренние зажимы. После терапии человек сможет избавиться от чувства неуверенности в себе, депрессивности и раздражительности, сможет противостоять стрессам, добиваться успеха в жизни, жить в гармонии с собой и окружающим миром. Психолог даст установки на успех, изменит вектор мышления человека, направив мысли в правильное русло. В результате клиент сможет по-другому посмотреть на свое прошлое и свое настоящее, изменит отношение к детским травмам и воспоминаниям, научиться жить по-новому.   

Если вы чувствуете, что в вашей жизни что-то не так, что вы сами являетесь причиной своих неудач, если вы несчастливы, не оставайтесь со своими проблемами один на один. Помощь психолога в подобных ситуациях сложно переоценить. Главное выбирайте специалиста, с которым вам будет легко, которому вы сможете открыться и доверить свои самые болезненные детские воспоминания и самые волнительные проблемы настоящего, а положительный результат не заставит себя долго ждать.

Адель Валеев, психолог.

Вы можете записаться на прием или задать вопрос тут.

психолог-для-подростка

Стресс от учебы. Как поддержать подростка?

Зачем нужен психолог для подростка?Современная система образования, включающая в себя не только множество различных математических и гуманитарных дисциплин, но и сложную систему аттестации (ЕГЭ, ОГЭ, контрольные работы и пр.) создает для школьника высокий уровень стресса. Переизбыток поступающей информации, которую подросток не может полностью усвоить, большие объемы домашних заданий, высокие требования к выпускникам учебных заведений на аттестациях, неуверенность ребенка в полноте его знаний по дисциплине, боязнь «провалить» экзамен или не оправдать ожидания родителей, давление со стороны семьи и учителей – все это является факторами, оказывающими негативное влияние на неустойчивую психику подростков. Кроме того, стремясь получить хорошее образование или боясь быть хуже остальных в классе, дети начинают ходить на занятия к репетиторам или на различные кружки в свое свободное время, тем самым лишая себя возможности физического отдыха и эмоциональной разрядки. 

Часто подростки ,с которыми я работаю, рассказывают о своем графике. И эта информация угнетает даже меня. 5-6 дневная неделя в школе, чаще всего с нерегулярным питанием. Выполнение домашних заданий до позднего вечера ,что ведёт к недосыпанию. И помимо этого, порой, по 3-4 занятия с репетиторами в неделю…

Что за этим следует? 

  • Физическое и эмоциональное истощение; 
  • Малоподвижный образ жизни; 
  • Ухудшение общего самочувствия; 
  • Снижение умственной активности и снижение успеваемости; 
  • Проблемы в общении с родителями и сверстниками; 
  • Проблемы личного характера (неуверенность в себе, страхи, депрессия, истерики и др.); 
  • Поиски быстрого способа снятия стресса. 

Родители должны понимать, что подростку бывает очень трудно принять кардинальные перемены в жизни, адаптироваться к новому месту, привыкнуть к новым правилам, успевать все и везде, максимально ограничив при этом общение с друзьями и сведя к минимуму количество своего свободного времени. Все это постепенно приводит к стрессу, провоцирует проявления различных тревожных состояний и неудовлетворенности жизнью. 

img 0103 1024x682 - Стресс от учебы. Как поддержать подростка?

Как следствие, уставший от всего подросток начинает всячески уходить от проблем и ищет быстрые способы снятия стресса. Употребление энергетиков, алкоголя, наркотических веществ, табакокурение, зависимость от компьютера, гаджетов, социальных сетей и компьютерных игр, самобичевание и самоповреждение – это только часть проблем, с которыми могут столкнуться родители подростков. Если ребенок себя так ведет – значит, ему тяжело и такому поведению есть логичное объяснение. Важно в такие моменты оставаться с подростком рядом, не упрекать его, не нагнетать обстановку, а оказывать всяческую поддержку, уделять внимание и показывать свою заинтересованность в его проблемах. 

Какое решение?

Отличным и, возможно, единственно правильным решением в данной ситуации является обращение к психологу. Важно подобрать такого специалиста, который сможет найти общий язык со школьником, вывести его на разговор, вызвать доверие. 

Психолог для подростка выяснит первопричину стресса, поможет ребенку правильно расставить приоритеты, научит планировать время, бороться с депрессией. Специалист доступно объяснит, как не занижать самооценку, объективно относиться к своему уровню знаний, адекватно воспринимать не очень хорошие оценки, научит техникам работы с напряжением.

Психолог для подростка поможет также при тревожных состояниях, навязчивых мыслях и действиях, нарушениях сна, зависимостях, девиантном поведении. Своевременное обращение к психологу – это верный способ избежать тяжелых последствий стрессовых состояний и сохранить здоровую нервную систему ребенка.

Адель Валеев,клинический психолог.

vybor-psihologa-v-moskve

Выбор психолога в Москве

Найти «своего» психолога в большом городе непросто. В столице очень многие специалисты предлагают свои услуги, гарантируя «чудесное исцеление» от всех душевных переживаний за считанные сеансы. К сожалению, выбор психолога в Москве не простая задача. На рынке услуг психологического консультирования и психотерапии в Москве сегодня очень много сомнительных специалистов, занимающихся непонятными практиками. И часто можно услышать от клиентов, что они уже были у психолога, и там были какие-то карты, астрологические прогнозы , биоэнергетические пассажи руками и разговоры об ауре. Причина проста – в нашей стране не лицензируется работа практикующих психологов. Соответсвенно нет контроля за качеством услуг. И оказывать консультационные услуги может любой психолог с дипломом любого учебного заведения. Но есть нюансы. Один из них в том, что психотерапией официально могут заниматься только клинические(медицинские) психологи.
Поэтому прежде чем искать специалиста – так важно разобраться в тонкостях профессии. И понять – кто вам нужен? Психотерапевт или психолог-консультант.

Чем отличается психолог-консультант от психотерапевта?

Главное отличие консультанта от психотерапевта – принципы работы и конечная цель. Если клиенту нужная длительная помощь для преодоления застарелых глубинных страхов, комплексов и проблем – ему необходим психотерапевт, использующий конкретный и структурированный метод терапии. Тут не помешает понимание , какие методы существуют и какой подходит именно вам. (Здесь кратко о КПТ-одном из самых эффективных методах на сегодня.)

В случае же, если человек оказался в острой кризисной ситуации и не знает, как поступить, какое решение принять – ему нужен психолог-консультант, который задаст правильные вопросы и поможет посмотреть на ситуацию со стороны, взвесив все доводы «за» и «против».

На что обращать внимание при выборе специалиста?

И все же ориентиры на рынке психотерапии в Москве есть. И специалиста, который действительно поможет, найти можно, если соблюдать ряд простых правил. Во-первых, не бойтесь просить предоставить вам документы о высшем образовании и профессиональной переподготовке, желательно – по нескольким направлениям психотерапии. Вы же, к примеру, не доверите лечение зубов человеку с улицы, так почему должны испытывать стеснение и неудобство при проверке квалификации психолога или психотерапевта?
Во-вторых, выясните, в каком профессиональном объединении состоит специалист и есть ли у него супервизор. Так называют наставника, обычно из числа более опытных коллег, который помогает рефлексировать и анализировать рабочие трудности и сложные случаи. В наше время открытого доступа к информации очень просто перепроверить данные, полученные от психолога. Найдите страничку объединения в интернете, удостоверьтесь — есть ли ваш специалист в списке объединения. Почитайте материалы на сайте ассоциации. Как пример, вот информация о моем членстве в Ассоциации когнитивно- поведенческой психотерапии.

Личные ощущения при встрече

Большое значение имеют и ваши собственные впечатления и ощущения от первого сеанса. Есть явные признаки, указывающие на то, что специалист заслуживает доверия. Его внимание должно принадлежать вам на протяжении всего диалога, он не должен выглядеть рассеянным и отчужденным. Скорее – внимательным и сосредоточенным на ваших переживаниях и проблемах. Хороший психолог- консультант и психотерапевт не позволит себе осуждающие высказывания по отношению к клиенту. А также не станет форсировать сближение, допуская фамильярность. Присмотреться и понять ваш ли это специалист возможно на первой, «пробной», консультации.
Найти хорошего психолога в Москве можно, просто нужно не торопиться и осознанно подходить к выбору. В любом случае помните, что вы можете прямо говорить специалисту о возникающем напряжении или сомнениях в ходе работы.

помощь-психолога

Выбрать помощь психолога – признак силы

     Что мы делаем, кода болит зуб? Бежим к стоматологу! А вот когда болит душа, мучают страхи, навязчивые мысли, приступы паники – многие из нас не спешат использовать помощь психолога.    

   В российском обществе все еще сильны стереотипы и предубеждения, которые мешают обратиться к специалисту, даже когда человеку действительно трудно справиться с проблемами самостоятельно.

   Главное из этих предубеждений: «я справлюсь сам, я знаю себя лучше». Оно особенно сильно у людей, выросших в советское время. Нас всех тогда учили быть сильными, не показывать своих слабостей, не просить и не жаловаться. Мы с детства слышали: «Мальчики не плачут», «Перестань себя вести, как царевна-Несмеяна». Мы выросли с убеждением, что взрослый человек сам может справиться со своими переживаниями, без помощи психолога. Однако наша психика устроена намного сложнее, чем мы думаем. И зачастую иллюзии и защитные механизмы мешают понять себя и помочь себе. Без своевременного обращения к специалисту, состояние может ухудшаться стремительно. А силы, энергия, так необходимые для развития и творчества  – уходить на переживания и страхи или борьбу с депрессией. Чтобы выйти из этого лабиринта  – и необходима помощь психолога.

  Еще один распространенный страх, который удерживает людей от похода к специалисту: «мне придется вывернуться наизнанку перед чужим человеком, я буду выглядеть нелепо и жалко». Однако это  тоже не верно. У всех нас есть темные стороны и вещи, в которых стыдно признаться. Но не обязательно рассказывать психологу обо всем. Специалист задает тему, а клиент сам выбирает степень откровенности. Важно помнить, что психолог – не строгий судья. Он всегда на стороне клиента. И помощь психолога – это всегда поддержка и участие. Об этом подробнее в описании «Первая консультация психолога».

   Обратиться к специалисту – это не значит проявить слабость или признаться в своем сумасшествии. Наоборот. Люди, которые обращаются за помощью психолога – по-настоящему сознательные и сильные. Они не нагружают своими переживаниями близких и друзей, не врут себе, что все хорошо, а осознанно решают свои проблемы. Вкладывают деньги в свое здоровье и развитие. Обратиться за помощью психолога – это признак силы.

 

 

zavisimost-ot-telefona

Зависимость от телефона у подростка

Гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня смартфоны являются не только средством коммуникации, но и средством, позволяющим нам получать новые знания, развиваться, работать, интересно проводить досуг. И если старшее поколение воспринимает телефон в большей мере как аппарат для звонков, то для подростков смартфон – это нечто большее: телефон, социальные сети, Ютуб, электронные и аудио книги, игры, музыка, полезные для жизни приложения и девайсы. Современность диктует свои правила. С помощью смартфона сегодня можно выполнять множество полезных функций. Именно этот фактор и обязывает людей постоянно и повсеместно пользоваться телефонами. Популярность гаджетов породила новый вид психологической проблемы – зависимость от телефона. Особенно выражена эта проблема у подростков.

Что должны понимать родители?

Даже если зависимость от телефона действительно развивается действовать нужно аккуратно. Но это не значит, что нужно полностью ограничивать ребенка в работе с гаджетами. Каждый родитель должен понимать, что в наше время телефоны являются для детей способом социализации и предметом, позволяющим познавать мир. Наши дети живут в совершенно другое время. Странно сравнивать наше детство с детством современных детей. Сегодня лишить подростка смартфона – значит выдернуть его из реальной жизни, нарочно ограничить его в пользовании необходимыми для учебы, развития и самореализации благами. Такая тактика ограничения может негативно сказаться на успеваемости ребенка, на его внутреннем мире и психологическом состоянии.

Но при всем этом грань между нормой и зависимостью очень тонка. Определить патологическую привязанность ребенка к гаджету может только опытный психолог. Зависимость от телефона имеет ряд специфических симптомов, именно их наличие и свидетельствует о появлении расстройства у подростка.

Почему подросток проводит много времени с телефоном?

Причин может быть несколько. Однако, на практике часто выявляется, что развитию зависимости способствует избегающее поведение (когда ребенок уходит от реальной жизни в красочный виртуальный мир, придумывает себе образы, выполняет определенные социальные роли и пр.). Задача психолога в таком случае – выявить социальные факторы, мешающие подростку нормально развиваться в семье (например, депрессия, недопонимание с родителями, бытовые проблемы, сложности в общении со сверстниками и тд), и помочь ребенку преодолеть проблемы.

Когнитивно-поведенческая психотерапия дает высокие результаты в лечении нехимических зависимостей, в том числе и зависимости от телефона. Я смогу определить, есть ли у подростка патологическое влечение к гаджетам, оценю стадию развития заболевания (в случае подтверждения диагноза), разработаю индивидуальную программу терапии. Работа с психологом в данном случае позволит избавиться от зависимости, изменит отношение ребенка к гаджетам, к себе и своей жизни в целом, научит его и вас правильно планировать свободное время и тратить его на совместные полезные и активные занятия. 

В своем аккаунте Instagram я периодически рекомендую книги для подростков и их родителей.